Страничка учителя-дефектолога

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков в речи

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика.

Если Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено, причём в кабинете дефектолога (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо, значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные дефектологом звуки.

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: 

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении.

Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно

 и состоит из 4 этапов:

Этапы

Цель

Первый

Подготовительный

Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценностей.

Второй

Постановка звуков

Добиться правильного звучания изолированного звука.

Третий

Автоматизация звуков

Добиться правильного произношения во фразовой речи.

Четвертый

Дифференциация звуков

Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному. Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений, для детей они не новые. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.

Задача дефектолога – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Правила закрепления правильного звукопроизношения дома: 

  • не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;
  • весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
  • Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
  • артикуляционную гимнастику следует делать вместе с ребенком;
  • задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
  • все задания выполняются до конца;
  • занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!

 

Подготовил: учитель-дефектолог Чепукойть Наталья Владимировна

свернуть

Формирование пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста для профилактики дискалькулии.

Дискалькулия ( дис- + лат. calculo считать) – частичное нарушение способности производить арифметические действия.

     Дискалькулия у детей проявляется в целом комплексе симптомов, важнейшими из которых являются:

- недостаточное овладение математическим словарем;

- неправильное называние чисел;

- неточное представление о графической структуре;

- механическое воспроизведение порядка следования чисел;

- трудности определения места числа в ряду натуральных чисел;

- недостаточное знание состава числа;

- трудности усвоения правил образования числа;

- трудности усвоения отношения числа к его соседям;

- несформированностью количественных отношений чисел;

- элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ счета);

- мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер (А. Гермаковска, Ю.Г. Демьянов, М.В. Ипполитова и др.).

        Таким образом, затруднения у детей с дискалькулией носят комплексный характер и проявляются практически во всех аспектах математических знаний, умений и навыков у дошкольников и младших школьников. Дискалькулия у детей не является избирательным, изолированным расстройством. Во многих случаях оно сопровождается  нарушениями  чтения (дислексией), письма (дисграфией, дизорфографией). В настоящее время стало очевидным, что для успешного овладения даже элементарными математическими операциями необходим целый комплекс психологических предпосылок. В связи с этим методика коррекции дискалькулии носит комплексный характер и включает следующие направления:

  • Формирование восприятия и представлений различной модальности (зрительно-пространственных, временных представлений, слухового восприятия).
  • Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса.
  • Формирование зрительной моторики.
  • Формирование зрительно – моторной, слухомоторной координации и ритма.
  • Коррекция нарушений симультанного (одновременного) и сукцессивного (последовательного) анализа и синтеза, мыслительных операций сравнения, обобщения.
  • Формирование способности к символизации.
  • Развитие логических операций сериации, классификации, способности к умозаключениям.
  • Формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками.
  • Интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий.

Комплексный подход  в работе по профилактике счетной деятельности (дискалькулии) у дошкольников.

          Как было отмечено ранее, дискалькулия обнаруживает себя на начальной стадии обучения счету. Интерес к проблеме предупреждения специфических нарушений счета у детей обусловлен тем, что счет как деятельность,  имеет большое значение в жизни любого ребенка.

           При создании технологии профилактики дискалькулии у дошкольников необходимо строить свою работу, основываясь на комплексном подходе. Математическое развитие проводится:

- в повседневной жизни: создание ситуаций заинтересованности детей друг другом, необходимая помощь при этом, организация коллективной деятельности с математическим содержанием;

- в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о себе, об окружающих взрослых и сверстниках, о системе социальных отношений;  на овладение средствами взаимодействия (кооперации и пр.);

- в обучении сюжетно-дидактическим и театрализованным играм (режиссерским и играм-драматизациям), где выявление, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно-временных отношений становится целью и средством деятельности;

- на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным и хозяйственно-бытовым трудом за счет усиления их элементарным математическим содержанием;

- на специальных занятиях по математическому развитию детей;

- на комплексных игровых занятиях, где одновременно используются вербальные, графические и образно-двигательные знаки для выражения одного математического содержания;

- в работе по развитию речи (обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов «из личного опыта», рассказыванию текстов арифметических задач, сочинению текстов с элементарным математическим содержанием при выполнении ролей в сюжетно-дидактических и театрализованных играх);

При этом основное внимание обращается на восполнение «пробелов» в формировании количественных, временных, пространственных, величинных и геометрических представлений у детей.

        Процесс математического развития имеет игровую основу. Игры – занятия – ведущее средство математического развития детей дошкольного возраста.

 

 

Практические упражнения, приемы,

направленные на работу по профилактике дискалькулии.

  • Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка.

«Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов).

«Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень). 

«Нелепицы» (по временам года).

«Времена суток» (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин).

«Расскажи, что где находится» (робота с предлогами по схемам).

  • Обучение математической терминологии.

«Пары по величине» 

«Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета).

«Глаголы, стройся!» (уточнение понимания глаголов, их употребление).

«Поручения» (с использованием математической терминологии).

  • Развитие пространственного восприятия,  зрительной и слуховой памяти.

«Послушай и назови лишнее слово».

«Выложи коврик из геометрических фигур или цифр» (по памяти).

«Выполни движения» (по рисунку – схеме). 

«Послушай и повтори цифры в обратном порядке».

«Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами).

«Дырявый ковер» («ставим заплатки» из  цифр или геометрических фигур).

  • Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений.

«Чем похожи, чем различаются две фигуры».

«Мишутка и родители».

«Разложи по коробкам» (геометрические фигуры разного цвета и размера).

Раскладывание и называние предметов в порядке возрастания или убывания по длине, ширине, толщине и высоте.

Счет предметов, звуков, движений.

  • Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением.

«Чем похожи и чем различаются две цифры?».

«Назови соседей числа».

Работа с пособиями «Математическая мозаика».

«Игры и логические упражнения с цифрами».

«Поручения» (с использованием цифр).

«Соедини картинки с одинаковым количеством предметов».

«Раскрась определенное число предметов».

Направление, содержание и приемы работы по профилактике практогностической дискалькулии .

  • Развитие системы счисления конкретных предметов и их символов.

Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами», «Запомни и нарисуй», «Обведи кружком», «Четвертый лишний».

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия.

«Назови, что где находится» (на картине, на схеме).

«Сделай зарядку» (с использованием схем упражнений).

«Наша квартира».

«Цыплята в домике».

  • Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма.

«Нарисуй нужное количество геометрических фигур».

«Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру».

 «Хлопай, как я»; «Хлопай так, как на рисунке».

«Составь рисунок ритма и отхлопай его».

  • Развитие зрительной и слуховой памяти.

«Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке».

«Назови пропущенное число среди названных чисел».

«Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета).

  • Развитие логических операций.

Сериация, классификация, сравнение.

          Сериация проводится в речевой форме с одновременным закреплением сравнительной лексики: «Кто самый высокий?», «Покажи детей по очереди», «Назови детей в последовательности», ранжирование объектов по разным критериям.

Серия упражнений на числовом материале (закрепление порядкового значения числа): «Раскрась числа разным цветом», «Определи кто и какой по счету в очереди», «На какой жердочке птичка».

          Классификация:

«Как можно объединить животных», «Четвертый лишний» (лишняя картинка).

Классификация на основе двух признаков: «Покажи те игрушки, на которых можно кататься», «Покажи фрукты, но не круглые», «Покажи животных, которые живут в зоопарке».

Классификация на основе функциональных признаков: «Покажи, что самое легкое», «Покажи, что может летать», «Во что играют зимой».

Классификация слов по разным признакам.

Формирование умозаключения (на основе аналогии): «Дорисуй третье изображение», «Определи место кофточки с узором», «Найди подходящий квадрат для каждой игрушки», «Разложи предметы по аналогии», «Лабиринт» и т. д.

  • Развитие умения читать математические знаки, словесно обозначать математические понятия.

Игры с песком и водой математического содержания.

Счет предметов, звуков, движений.

«Назови соседей числа».

«Положи цифру на свое место в ряду других цифр, объясни свой выбор».

Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами».

Игры с «Дидактической черепашкой» (чехол «Математический»)

  • Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

«Определи, чей силуэт».

Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию признака;

«Разложи сумочки по своим местам».

«Поручения» (с использованием математических понятий).

«Найди по описанию» (ориентировка на три признака предмета).

  • Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти.

«Узнавание зашумленных изображений».

«Покажи, назови и сравни изображения, наложенные друг на друга»

«Найди место карточке по звуку».

«Повтори ритм» (выкладывания узора по памяти)

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности.

«Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы).

«Чем похожи и чем различаются цифры?».

«Нелепицы».

Реконструирование цифр.

  • Развитие представлений об образе цифр и математических знаков.

«Найди цифру среди других графических знаков (букв)».

«Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический).

«Чем похожи  и чем различаются цифры».

Напиши соседей числа.

Различение правильно написанных цифр при зеркальном расположении элементов.

Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами»

«Нарисуй нужное количество цифр и назови их»

  • Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации.

Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами».

Работа в тетрадях в крупную клетку по словесной инструкции, (изображение предметных рисунков, геометрических фигур и цифр).

  • Развитие представлений о форме, величине, цифровой и математической символике.

«Найди нужную цифру среди графически сходных».

«Найди правильно написанную цифру»;

«Найди , нарисуй и раскрась аналогичную цифру».

Обводка и штриховка цифр, математических знаков.

Лепка, аппликация и вырезание цифр.

«Напиши соседей числа».

«Сколько раз прокуковала кукушка? Найди (напиши) цифру на одну меньше (больше)».

  • Развитие зрительного и слухового гнозиса.

«Воспроизведи ряд геометрических фигур, цифр».

«Запомни цифру и найди ее среди других» (усложнение – увеличение количества цифр, усиление оптической сложности, например, сначала надо найти цифру 1 среди цифр 5,6,8, а потом ее же среди цифр 4,7).

«Воспроизведи ритм»; «Повтори ряд цифр в обратном порядке».

  • Развитие пространственного восприятия.

Ориентировка и называние правой и левой стороны, сидящего напротив человека.

Конструирование и реконструирование цифр.

«Сравни цифры».

Работа с предлогами на предметной основе, по рисункам, по схемам; придумывание предложений с предлогами; работа с разрезными картинками.

  • Развитие зрительного анализа и синтеза.

«Узнай недорисованные предметы».

«Узнай предметы, наложенные друг на друга».

«Определи, чей силуэт».

«Дорисуй предмет, чтобы он получился целым».

  • Развитие умения выполнять математические операции.

«Как может получиться число…».

«Веселые человечки»;

«Составь задачу и реши ее» (по наглядной ситуации, по картине, по модели).

  • Развитие понимания математической терминологии, текстов задач.

«Понимание текста со скрытым смыслом»;

«Чем отличается задача от рассказа?».

«Какой месяц лишний?».

Игры во времена года.

«Вчера, сегодня, завтра».

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности.

Графический диктант в тетрадях в клетку.

Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами»

  • Развитие логического мышления.

«Четвертый - лишний».

Упражнения на провоцирующее соответствие.

«Чем различаются картинки»;

«Что забыл нарисовать художник»;

«Лабиринт».

  • Развитие зрительной и слуховой памяти.

«Узнай  недорисованные предметы».

«Узнай предметы, наложенные друг на друга».

«Определи, чей силуэт».

«Дорисуй предмет, чтобы он получился целым».

«Какие предметы могут получиться из круга?».

Конструирование из спичек с постепенным усложнением изображения.

Профилактика дискалькулии в разнообразных видах деятельности.

Огромное значение для формирования реальных представлений дошкольников об окружающем мире и элементарных математических знаний имеет опыт детей, который они получают во время экскурсий и наблюдений. При этом они знакомятся с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов), с количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на улице, с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.п.

Если внимательно прочитать художественные произведения, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждое из них с помощью образного слова передает определенное математическое содержание.  Для чтения и занятий  можно использовать такие художественные тексты, которые формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественные представления. Это, прежде всего,  произведения народного творчества (потешки, песенки, сказки). Например: «Травка – муравка», «Баю – бай, ты собаченька, не лай…», «Репка» и др. Очень часто автор прибегает к стихотворениям «Часы» (Г.Сангир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушонок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» (Г.Ладонщиков), «Все спят» (С.Капутикян), «Птичка» (К.Ушинский), «Новая столовая» (З.Александрова) и др. Настольной книгой в работе является цикл стихов «Круглый год» С.Маршака, «Веселый счет». Все эти произведения помогают в математическом образовании дошкольников

Известный ученый – психолог П.Я.Гальперин сказал: «Пальцы – это ведь великолепный счетный материал, что, собственно, русские счеты: имеется десяток, в нем четко отличается одна пятерка от другой. На пальцах очень хорошо считать…».

На начальном этапе формирования представлений о количестве используются игры с пальчиками, пробуждающие у детей интерес к действиям, имеющим математическое содержание. Дети учатся наблюдать за различными движениями рук взрослого, куклы, за движениями своих рук, за совместными движениями своих рук и рук взрослого. Эти действия сопровождаются проговариванием потешек, стихов, прозаических текстов, которые отражают содержание действий. Цель таких игровых занятий - привлечение внимания детей к движениям пальцев рук, что способствует развитию координации «глаз – рука», дает возможность обеспечить постепенное усвоение ими необходимых произвольных движений.

          В дальнейшем «пальцевый счет» с опорой на наглядный материал позволяет детям выделять определенное количество предметов из множества, соотносить это количество с количеством пальцев, называть его после пересчета и итогового обводящего движения рукой, формировать действия сложения и вычитания, временные представления.

 Подготовил:     учитель-дефектолог Чепукойть Наталья Владимировна

свернуть

Пальчики-непоседы. Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.

      Проблема коррекции речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

      Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией исторически. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки - она дала возможность путем движений, жестов развить первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. В процессе развития словесной речи, она долгое время оставалась тесно связанной с жестикуляторной речью. Эта связь видна и сейчас. Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

     Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

     Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

     Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а  в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

     Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

     Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

     С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

     Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

     Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 5-6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.  Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

     Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

     Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?    

     Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

     Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

     В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики, ведь развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

     Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т.д.), ручного праксиса, художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т. д.

     Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка . Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Какие же упражнения помогают ребенку усовершенствовать свои навыки? Существует множество таких методик, методов, упражнений.

  1. Пальчиковая гимнастика.

     «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

     Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно   (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки.    Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

    Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день. Часть упражнений, в которых используется поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

  1. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

     Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

  1. 3. Вырезание ножницами.

    Это прекрасное средство освоения основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы   (прямоугольные, овальные, круглые). Также оно способствует развитию мелкой моторики рук ребенка: действия с ножницами, складывание бумаги – это возможность развивать пальцы обеих рук.

  1. Аппликации, работа с бумагой, оригами также способствует развитию моторики.

     Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

    В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Работая с бумагой, ребенок запоминает последовательность действий, одновременно развивается его речь, словарный запас и в то же время развивается рука.

  1. Шнуровки – отличный способ для развития моторики руки.Шнуровки используются в современных детских играх, книжках, игрушках со шнурками. Они в обилии представлены в нашей торговле.
  2. Рисование, раскрашивание.

     Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки.

     Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

  1. Графические упражнения.

     В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

     Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

     Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

  1. Штриховка.

     Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали, дугообразная), которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

     Кант говорил о том, что рука – это мозг, который вышел наружу. Это высказывание вполне справедливо. И если можно наблюдать зависимость уровня развития речи от уровня развития точных движений пальцев рук, то в такой же степени можно говорить о том, что мышление ребенка зависит от уровня развития речи.  Речь по праву можно назвать инструментом мышления. Развивая мелкую моторику, мы влияем на развитие речи, а речь по сути можно назвать формой существования мысли. Поэтому развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – уникальный и очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться большая роль.

 

Подготовил: учитель-дефектолог Чепукойть Наталья Владимировна

свернуть

Скоро в школу

СКОРО В ШКОЛУ

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?

Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. 

Для вас,  заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит вся последующая жизнь ребёнка.

На этапе подготовки:

  • Избегайте чрезмерных требований
  • Предоставляйте  право на ошибку
  • Не думайте за ребёнка
  • Не перегружайте ребёнка
  • Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам.
  • Устраивайте ребенку маленькие праздники

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?

1) Организуйте распорядок дня:

  •  стабильный режим дня;
  •  полноценный сон;
  •  прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умения общаться

  • Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми,   умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3)Уделите особое внимание  развитию произвольности

  • Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием  ребенка             

 Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

  • Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
  • Можно заниматься с ребенком звуковым анализом  простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
  • Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
  • Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
  • Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
  • Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
  • Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
 
свернуть

Советы дефектолога родителям детей с особенностями психофизического развития

Советы дефектолога родителям детей с особенностями психофизического развития

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
8. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним. Ваш ребенок самый замечательный!

свернуть

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи (советы учителя-дефектолога)

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи (советы учителя-дефектолога)

Чтобы Ваш ребёнок смог освоить всю сложную систему русского языка, ему требуется помощь не только специалистов (логопеда, невролога, психолога, дефектолога и др.), но и Ваша поддержка и внимание. При правильном понимании и отношении родителей к речевому дефекту ребёнка, при активном участии мамы и папы в процессе преодоления речевого недуга, специалисты гораздо быстрее добиваются таких долгожданных слов, фраз, предложений из уст малыша.

  • Регулярно выполняйте вместе с ребёнком артикуляционную гимнастику (перед зеркалом 1-2 раза в день).
  • Формируйте звуковую культуру у Вашего ребёнка («Как шумит ветер?», «Как шипит змея?» и т.д.).
  • Озвучивайте как можно больше действий  ребёнка и своих, в повседневной жизни («Одеваем на правую ножку, носочек», «Я беру сок, наливаю его в стакан» и т. д.).
  • По возможности не выполняйте просьбу ребёнка, если она высказана жестами, мимикой (попросите озвучить).
  • Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия, эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице, просите показать различные предметы.
  • Если ребёнок путает, пропускает, искажает слоги в словах, помогите ему сформировать ритм собственной речи (проговаривайте трудное слово по слогам, с помощью хлопков и т.д.).
  • Учите ребёнка ориентироваться в собственном теле. Стоя вместе с ним перед зеркалом, показывайте и называйте  «Вверху у нас голова, а внизу стопы; Вот правая рука (нога, ухо, глаз), вот левая» и т. д. (это необходимо для овладения чтением, письмом, математическими операциями, когда ребёнок пойдёт в школу).
  • Регулярно консультируйтесь со специалистами по вопросам речевого развития Вашего ребёнка.
свернуть

Автоматизация звуков в домашних условиях

Автоматизация звуков в домашних условиях

Дорогие родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Общие положения

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. 

Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. 

 
свернуть

Памятка родителям детей, посещающих занятия дефектолога

Памятка родителям детей, посещающих занятия дефектолога

Уважаемые родители!

Коррекционные занятия по устранению нарушений звукопроизношения  проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому  воспитаннику, в соответствии с его речевым нарушением, даются задания на дом.  Домашние задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на коррекционных занятиях в детском саду.

При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:

1. Приступать к выполнению домашнего  задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок  здоров, сыт, спокоен.

2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст  правильное звукопроизношение, четкая  и разборчивая речь.

3. Домашние  задания выполняются  систематически, ежедневно, точно по  рекомендации дефектолога.

4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент  ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите,  выполните  предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

 
свернуть
Яндекс.Метрика