Дискалькулия ( дис- + лат. calculo считать) – частичное нарушение способности производить арифметические действия.
Дискалькулия у детей проявляется в целом комплексе симптомов, важнейшими из которых являются:
- недостаточное овладение математическим словарем;
- неправильное называние чисел;
- неточное представление о графической структуре;
- механическое воспроизведение порядка следования чисел;
- трудности определения места числа в ряду натуральных чисел;
- недостаточное знание состава числа;
- трудности усвоения правил образования числа;
- трудности усвоения отношения числа к его соседям;
- несформированностью количественных отношений чисел;
- элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ счета);
- мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер (А. Гермаковска, Ю.Г. Демьянов, М.В. Ипполитова и др.).
Таким образом, затруднения у детей с дискалькулией носят комплексный характер и проявляются практически во всех аспектах математических знаний, умений и навыков у дошкольников и младших школьников. Дискалькулия у детей не является избирательным, изолированным расстройством. Во многих случаях оно сопровождается нарушениями чтения (дислексией), письма (дисграфией, дизорфографией). В настоящее время стало очевидным, что для успешного овладения даже элементарными математическими операциями необходим целый комплекс психологических предпосылок. В связи с этим методика коррекции дискалькулии носит комплексный характер и включает следующие направления:
- Формирование восприятия и представлений различной модальности (зрительно-пространственных, временных представлений, слухового восприятия).
- Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса.
- Формирование зрительной моторики.
- Формирование зрительно – моторной, слухомоторной координации и ритма.
- Коррекция нарушений симультанного (одновременного) и сукцессивного (последовательного) анализа и синтеза, мыслительных операций сравнения, обобщения.
- Формирование способности к символизации.
- Развитие логических операций сериации, классификации, способности к умозаключениям.
- Формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками.
- Интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий.
Комплексный подход в работе по профилактике счетной деятельности (дискалькулии) у дошкольников.
Как было отмечено ранее, дискалькулия обнаруживает себя на начальной стадии обучения счету. Интерес к проблеме предупреждения специфических нарушений счета у детей обусловлен тем, что счет как деятельность, имеет большое значение в жизни любого ребенка.
При создании технологии профилактики дискалькулии у дошкольников необходимо строить свою работу, основываясь на комплексном подходе. Математическое развитие проводится:
- в повседневной жизни: создание ситуаций заинтересованности детей друг другом, необходимая помощь при этом, организация коллективной деятельности с математическим содержанием;
- в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о себе, об окружающих взрослых и сверстниках, о системе социальных отношений; на овладение средствами взаимодействия (кооперации и пр.);
- в обучении сюжетно-дидактическим и театрализованным играм (режиссерским и играм-драматизациям), где выявление, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно-временных отношений становится целью и средством деятельности;
- на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным и хозяйственно-бытовым трудом за счет усиления их элементарным математическим содержанием;
- на специальных занятиях по математическому развитию детей;
- на комплексных игровых занятиях, где одновременно используются вербальные, графические и образно-двигательные знаки для выражения одного математического содержания;
- в работе по развитию речи (обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов «из личного опыта», рассказыванию текстов арифметических задач, сочинению текстов с элементарным математическим содержанием при выполнении ролей в сюжетно-дидактических и театрализованных играх);
При этом основное внимание обращается на восполнение «пробелов» в формировании количественных, временных, пространственных, величинных и геометрических представлений у детей.
Процесс математического развития имеет игровую основу. Игры – занятия – ведущее средство математического развития детей дошкольного возраста.
Практические упражнения, приемы,
направленные на работу по профилактике дискалькулии.
- Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка.
«Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов).
«Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень).
«Нелепицы» (по временам года).
«Времена суток» (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин).
«Расскажи, что где находится» (робота с предлогами по схемам).
- Обучение математической терминологии.
«Пары по величине»
«Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета).
«Глаголы, стройся!» (уточнение понимания глаголов, их употребление).
«Поручения» (с использованием математической терминологии).
- Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти.
«Послушай и назови лишнее слово».
«Выложи коврик из геометрических фигур или цифр» (по памяти).
«Выполни движения» (по рисунку – схеме).
«Послушай и повтори цифры в обратном порядке».
«Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами).
«Дырявый ковер» («ставим заплатки» из цифр или геометрических фигур).
- Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений.
«Чем похожи, чем различаются две фигуры».
«Мишутка и родители».
«Разложи по коробкам» (геометрические фигуры разного цвета и размера).
Раскладывание и называние предметов в порядке возрастания или убывания по длине, ширине, толщине и высоте.
Счет предметов, звуков, движений.
- Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением.
«Чем похожи и чем различаются две цифры?».
«Назови соседей числа».
Работа с пособиями «Математическая мозаика».
«Игры и логические упражнения с цифрами».
«Поручения» (с использованием цифр).
«Соедини картинки с одинаковым количеством предметов».
«Раскрась определенное число предметов».
Направление, содержание и приемы работы по профилактике практогностической дискалькулии .
- Развитие системы счисления конкретных предметов и их символов.
Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами», «Запомни и нарисуй», «Обведи кружком», «Четвертый лишний».
- Развитие зрительно-пространственного восприятия.
«Назови, что где находится» (на картине, на схеме).
«Сделай зарядку» (с использованием схем упражнений).
«Наша квартира».
«Цыплята в домике».
- Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма.
«Нарисуй нужное количество геометрических фигур».
«Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру».
«Хлопай, как я»; «Хлопай так, как на рисунке».
«Составь рисунок ритма и отхлопай его».
- Развитие зрительной и слуховой памяти.
«Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке».
«Назови пропущенное число среди названных чисел».
«Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета).
- Развитие логических операций.
Сериация, классификация, сравнение.
Сериация проводится в речевой форме с одновременным закреплением сравнительной лексики: «Кто самый высокий?», «Покажи детей по очереди», «Назови детей в последовательности», ранжирование объектов по разным критериям.
Серия упражнений на числовом материале (закрепление порядкового значения числа): «Раскрась числа разным цветом», «Определи кто и какой по счету в очереди», «На какой жердочке птичка».
Классификация:
«Как можно объединить животных», «Четвертый лишний» (лишняя картинка).
Классификация на основе двух признаков: «Покажи те игрушки, на которых можно кататься», «Покажи фрукты, но не круглые», «Покажи животных, которые живут в зоопарке».
Классификация на основе функциональных признаков: «Покажи, что самое легкое», «Покажи, что может летать», «Во что играют зимой».
Классификация слов по разным признакам.
Формирование умозаключения (на основе аналогии): «Дорисуй третье изображение», «Определи место кофточки с узором», «Найди подходящий квадрат для каждой игрушки», «Разложи предметы по аналогии», «Лабиринт» и т. д.
- Развитие умения читать математические знаки, словесно обозначать математические понятия.
Игры с песком и водой математического содержания.
Счет предметов, звуков, движений.
«Назови соседей числа».
«Положи цифру на свое место в ряду других цифр, объясни свой выбор».
Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами».
Игры с «Дидактической черепашкой» (чехол «Математический»)
- Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.
«Определи, чей силуэт».
Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию признака;
«Разложи сумочки по своим местам».
«Поручения» (с использованием математических понятий).
«Найди по описанию» (ориентировка на три признака предмета).
- Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти.
«Узнавание зашумленных изображений».
«Покажи, назови и сравни изображения, наложенные друг на друга»
«Найди место карточке по звуку».
«Повтори ритм» (выкладывания узора по памяти)
- Развитие аналитико-синтетической деятельности.
«Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы).
«Чем похожи и чем различаются цифры?».
«Нелепицы».
Реконструирование цифр.
- Развитие представлений об образе цифр и математических знаков.
«Найди цифру среди других графических знаков (букв)».
«Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический).
«Чем похожи и чем различаются цифры».
Напиши соседей числа.
Различение правильно написанных цифр при зеркальном расположении элементов.
Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами»
«Нарисуй нужное количество цифр и назови их»
- Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации.
Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами».
Работа в тетрадях в крупную клетку по словесной инструкции, (изображение предметных рисунков, геометрических фигур и цифр).
- Развитие представлений о форме, величине, цифровой и математической символике.
«Найди нужную цифру среди графически сходных».
«Найди правильно написанную цифру»;
«Найди , нарисуй и раскрась аналогичную цифру».
Обводка и штриховка цифр, математических знаков.
Лепка, аппликация и вырезание цифр.
«Напиши соседей числа».
«Сколько раз прокуковала кукушка? Найди (напиши) цифру на одну меньше (больше)».
- Развитие зрительного и слухового гнозиса.
«Воспроизведи ряд геометрических фигур, цифр».
«Запомни цифру и найди ее среди других» (усложнение – увеличение количества цифр, усиление оптической сложности, например, сначала надо найти цифру 1 среди цифр 5,6,8, а потом ее же среди цифр 4,7).
«Воспроизведи ритм»; «Повтори ряд цифр в обратном порядке».
- Развитие пространственного восприятия.
Ориентировка и называние правой и левой стороны, сидящего напротив человека.
Конструирование и реконструирование цифр.
«Сравни цифры».
Работа с предлогами на предметной основе, по рисункам, по схемам; придумывание предложений с предлогами; работа с разрезными картинками.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
«Узнай недорисованные предметы».
«Узнай предметы, наложенные друг на друга».
«Определи, чей силуэт».
«Дорисуй предмет, чтобы он получился целым».
- Развитие умения выполнять математические операции.
«Как может получиться число…».
«Веселые человечки»;
«Составь задачу и реши ее» (по наглядной ситуации, по картине, по модели).
- Развитие понимания математической терминологии, текстов задач.
«Понимание текста со скрытым смыслом»;
«Чем отличается задача от рассказа?».
«Какой месяц лишний?».
Игры во времена года.
«Вчера, сегодня, завтра».
- Развитие аналитико-синтетической деятельности.
Графический диктант в тетрадях в клетку.
Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами»
- Развитие логического мышления.
«Четвертый - лишний».
Упражнения на провоцирующее соответствие.
«Чем различаются картинки»;
«Что забыл нарисовать художник»;
«Лабиринт».
- Развитие зрительной и слуховой памяти.
«Узнай недорисованные предметы».
«Узнай предметы, наложенные друг на друга».
«Определи, чей силуэт».
«Дорисуй предмет, чтобы он получился целым».
«Какие предметы могут получиться из круга?».
Конструирование из спичек с постепенным усложнением изображения.
Профилактика дискалькулии в разнообразных видах деятельности.
Огромное значение для формирования реальных представлений дошкольников об окружающем мире и элементарных математических знаний имеет опыт детей, который они получают во время экскурсий и наблюдений. При этом они знакомятся с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов), с количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на улице, с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.п.
Если внимательно прочитать художественные произведения, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждое из них с помощью образного слова передает определенное математическое содержание. Для чтения и занятий можно использовать такие художественные тексты, которые формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественные представления. Это, прежде всего, произведения народного творчества (потешки, песенки, сказки). Например: «Травка – муравка», «Баю – бай, ты собаченька, не лай…», «Репка» и др. Очень часто автор прибегает к стихотворениям «Часы» (Г.Сангир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушонок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» (Г.Ладонщиков), «Все спят» (С.Капутикян), «Птичка» (К.Ушинский), «Новая столовая» (З.Александрова) и др. Настольной книгой в работе является цикл стихов «Круглый год» С.Маршака, «Веселый счет». Все эти произведения помогают в математическом образовании дошкольников
Известный ученый – психолог П.Я.Гальперин сказал: «Пальцы – это ведь великолепный счетный материал, что, собственно, русские счеты: имеется десяток, в нем четко отличается одна пятерка от другой. На пальцах очень хорошо считать…».
На начальном этапе формирования представлений о количестве используются игры с пальчиками, пробуждающие у детей интерес к действиям, имеющим математическое содержание. Дети учатся наблюдать за различными движениями рук взрослого, куклы, за движениями своих рук, за совместными движениями своих рук и рук взрослого. Эти действия сопровождаются проговариванием потешек, стихов, прозаических текстов, которые отражают содержание действий. Цель таких игровых занятий - привлечение внимания детей к движениям пальцев рук, что способствует развитию координации «глаз – рука», дает возможность обеспечить постепенное усвоение ими необходимых произвольных движений.
В дальнейшем «пальцевый счет» с опорой на наглядный материал позволяет детям выделять определенное количество предметов из множества, соотносить это количество с количеством пальцев, называть его после пересчета и итогового обводящего движения рукой, формировать действия сложения и вычитания, временные представления.
Подготовил: учитель-дефектолог Чепукойть Наталья Владимировна